Главная » Начинающим » Верховая езда для детей

Верховая езда для детей

верховая езда для детей

Верховая езда для детей — тема наболевшая и нужная. Хочу поделиться своим опытом. Сразу оговорюсь, я никому не навязываю свою точку зрения. Это просто разработка своей методики обучения маленьких детей. Возможно, кто-то имеет образование педагога и мои потуги воспримет с ухмылкой. Я же доходила до всего сама, прислушиваясь к советам более знающих в педагогике людей. Мне как инструктору по обучению верховой езде часто задают вопрос — с какого возраста можно заниматься верховой ездой? Очень сложный на самом деле вопрос. Я стараюсь брать детишек не младше 4 лет. Но, всё зависит от самого ребёнка. Чаще верховой ездой дети начинают заниматься из-за желания родителей. И тут мы сталкиваемся с проблемой нежелания ребёнка идти на контакт с инструктором, ведь это для ребёнка чужой человек, который пытается войти в доверие. Правда, иногда попадаются контактные дети, которые с огромным желанием занимаются верховой ездой.

де2

Задача инструктора не только обучить азам верховой езды, но и сделать занятия увлекательными, игрой. Задача, прямо скажу, очень сложная.

До этого я обучала детей более старшего возраста, 9-10 лет, которые воспринимали уроки так как положено. Занятия длились 45 минут, как урок в школе. За это время мы делали практически всю заготовленную программу урока, в том числе упражнения на лошади. Для занятия с малышами такой подход не подойдёт.

А теперь о сложностях обучения маленьких детей верховой езде. Дети в возрасте 3-4 лет могут заниматься обучающим процессом не более 7, максимум 9 минут. Далее начинают проявляться признаки утомления. Они становятся рассеяны, вялые, начинают отвлекаться на разные раздражители. У детишек постарше, 5-6 лет, такой лимит немного побольше, уже 10-12 минут, с 7-8 лет время концентрации увеличивается до 12-15 минут.
Занятие для малышей у нас идёт 30 минут. Как же провести его с пользой и с большей отдачей?

На помощь мне приходит методика проведения физминуток в детских садах и школах. Я выбираю стишки под упражнения, которые ребёнок может делать на лошади, сменяя спокойную езду на шагу. Сразу оговорюсь, обязательно нужен коновод. Работа на корде возможна для детей более старшего возраста. Тем более инструктор не только рассказывает стихи, но и сам показывает упражнение. Поверьте, это нелегко сделать, держа лошадь.

Желательно превратить упражнения в игру, чтобы ребёнок сконцентрировал на этом максимум внимания. На каждое упражнение при работе с детьми 4 лет должно уходить не более одной-двух минут, потом отдых в виде спокойной езды на шагу, тоже примерно минуты три, затем смена деятельности, опять упражнение. Итак весь урок. Разнообразие держит детей в тонусе, не давая им устать. Упражнения должны быть по возможности лёгким. Чем старше ребёнок, тем дольше идёт обучающий процесс.

де5

Могу предложить несколько стихов-упражнений для детишек.

Например, все знают стихотворение про лошадку. Я переложила его на упражнение на лошади.

«Я люблю свою лошадку»

(ребёнок обнимает шею лошади, нагибаясь как можно ниже)

«Причешу ей шёрстку гладко»

(гладит правой рукой левую половину шеи лошади)

«Гребешком приглажу хвостик»

(тянется правой рукой к хвосту лошади)

«И верхом поеду в гости»

(садится в исходное положение)

де7

Потом повторяем, уже задействуя левую руку.

Следующее упражнение-стихотворение:

«Руки подняли и помахали,

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем —

Крылья сложили назад.»

де4

И ещё одно.

«Наши алые цветочки

(руки подняты над головой, ладошки вместе)

Распускают лепесточки.

(ладошки разводим)

Ветерок чуть дышит,

(делаем вдох и легко выдыхаем через рот как ветерок)

Лепестки колышет.

(машем руками из стороны в сторону).

де3

И таких упражнений можно набрать великое множество. Чем больше и разнообразнее, тем лучше.

Следим во время исполнения упражнения за положением ноги ребёнка. Она не должна болтаться и уходить с положенного места.

де5

Очень хорошо дети воспринимают игру в хлопки. Инструктор предлагает хлопать себя по разным частям тела не только своего но и лошади. Понятно, что делается это аккуратно, о чём мы предупреждаем ребёнка.

де9

Игра с мячом помогает развивать чувство равновесия и баланса. Его можно не только кидать и ловить, но и, держа обеими руками, делать разные упражнения, например наклоны, подъёмы рук и многое другое. Кроме мяча можно использовать резиновое кольцо (у меня пуллер для крупных собак) или гимнастическую палку.

де6

Затем хорошо воспринимается игра «Покажи где у лошадки…» и называется какая-то часть тела лошади, до которой ребёнок может дотянутся. Например, ушки, плечо, хвостик, маклок. Желательно, чтобы до левой стороны лошади ребёнок тянулся правой ручкой, и наоборот. Например, до правого маклока ребетёнок тянется левой рукой, поворачиваясь в талии назад и следя за рукой. А вот правой ручкой во время упражнения можно держаться за седло или гурт, если занятия проходят на лошади без седла, что развивает в ребёнке чувствительность к работе мышц лошади.

С ребятишками 7-8 лет мы стараемся научиться слушать лошадь, но не через слух, а через седалище. Для этого стоит закрыть глаза. Во-первых, как только у нас пропадает возможность воспринимать мир через зрение, у нас сразу же обостряются все остальные наши чувства. Во-вторых, так легче научиться держать своё равновесие. Так как ребёнок расслаблен, сидя на лошади, при закрытых глазах его начинает валить в разные стороны. Вот тут и надо его корректировать. И сразу же виден результат. Так же мы с ними учимся определять при остановке стоит ли лошадь ровно, и если нет, то какая нога отставлена.

де8

Практически за пять минут до окончания урока мы делаем упражнение на растяжку и расслабление. Расскажу поподробнее. Кладём ребёнка на седло на животик. Ножки с одной стороны лошади, руки с другой. Даём команду тянуть ручки и ножки к земле, фиксируя тело ребёнка. Потом даём команду расслабиться. Повторить раза три-четыре, не больше.

де11

Последние пять минут ребёнок работает на земле с лошадью в руках. Учится не только управлять лошадью с земли, но и менять направления, делать вольты, полувольты и остановки.

де12

Для того, чтобы ребёнок быстро запомнил как правильно сидеть, можно сравнить его с цветком (пяточки — корни тянутся к земле, а макушка, как цветочек, тянется к солнышку). Не забываем, что нельзя позволять ребёнку напрягать ноги (колено лежит плотно, но без усилий). Мой опыт подсказал мне, что сидеть расслабленно не только более комфортно и удобнее, но таким образом исключается закрепощение поясницы и остального тела. Макушка, локти, бедро и пятка должны находиться на одной прямой, которую можно провести, прибегнув к воображению. Представьте, что вы стоите на земле, слегка согнув ноги в коленях. Вот этой позы и добивайтесь от своих питомцев.

Я долгое время не даю детям в руки повод, а так же стремена, пытаясь таким образом научить ребёнка полагаться на своё чувство равновесия, а не на стремя, а также избегая такого бича для новичков как езда на поводу, когда человек вцепляется в повод как в ту соломинку, которая его как утопающего удержит в седле. Езда долгое время на шагу и упражнения на лошади учат уверенности в движениях, развитию так называемой мышечной памяти.

Чистку лошади и седловку можно преподавать детям примерно с семи лет. Понятно, что и чистка, и седловка должна проходить под наблюдением инструктора, чтобы вовремя поправить ребёнка или оказать помощь. Сразу же называйте всё своими именами. Каждая часть амуниции имеет своё название. Пусть дети учат сразу. У них очень хорошая память. Также сразу объясните что такое шлюс и шенкель. Как определить внешнюю часть и внутреннюю во время езды, как определить направление езды. Все элементы называйте своими именами. Расскажите ребёнку про стати лошади, покажите их и попросите показать. Это очень важно. Постарайтесь эту тему преподать как можно проще, ведь у ребёнка совсем другое восприятие нежели у взрослого человека. И ещё. Информацию лучше давать частями и лучше в виде игры. Так она запоминается намного легче.

Верховая езда для детей — сложный и тяжёлый труд для инструктора, но результат этого стоит. Поверьте на слово.

де1

Ковшикова Наталья

Начинающим
Понравился материал? Нажимайте на кнопочки ниже, чтобы поделиться им с друзьями в социальных сетях:

15 комментариев

  • Светлана

    Натуля, ты отличный педагог, повезло тем детишкам, которые попадают на обучение именно к тебе, индивидуальный подход обеспечен!

    Ответить
    • Наталья Ковшикова

      Ты знаешь, Свет, обучая их, я учусь сама. Каждый раз планирую занятие для каждого индивидуально, ведь дети все разные.

      Ответить
      • Светлана

        А с детьми только так и надо — индивидуально, они все такие разные и подход к каждому особенный.

        Ответить
  • Елена

    Наталья,подскажите, пожалуйста, с какого возраста девочки у Вас переходят с тренировки шагом на рысь и галоп? моей дочери 6,5 лет. начали заниматься месяц назад. и уже осенью тренер предлагает перейти на рысь. ребенок здоров, но, может, еще рано (неокрепший позвоночник, не до конца сформированные половые органы)? Очень интересует Ваше мнение.

    Ответить
    • Наталья Ковшикова

      От возраста ничего не зависит, ведь дети очень разные. Тренер сам решит, когда можно переходить на рысь. Лично я стараюсь не начинать другой аллюр, пока не сформируется правильная посадка. Репризы рыси на начальном этапе обучения достаточно короткие для того, чтобы ребёнок смог почувствовать темп лошади и «присидеться». Галоп изучают после того как рысь будет полностью освоена. Сидеть на нём намного легче, чем на учебной рыси, поэтому бояться не следует.
      Организм же любого ребёнка при занятиях верховой ездой совершенно не страдает, наоборот, мышцы спины укрепляются, образуя так называемый мышечный корсет. Это поможет Вашему ребёнку держать правильную осанку. Развитие органов и всего остального идёт своим чередом, если нет никаких особенностей организма. Для занятий верховой ездой существует очень мало противопоказаний. Как правило это связано с такими болезнями, при которых человек может потерять сознание или неожиданно может случится приступ (опухоль в мозге, эпилепсия, сахарный диабет и другие). Поэтому занимайтесь на здоровье!

      Ответить
      • Елена

        большое спасибо за такой подробный ответ!

        Ответить
  • Laralaram

    животные и детки — какой восхитительный союз!

    Ответить
  • Laralaram

    какие хорошие уражнения! ой, как жаль, что у нас в детстве не было такой возможности… я всегда любила лошадок… но и уважаю

    Ответить
    • Наталья Ковшикова

      Лара, для взрослых тоже существуют упражнения. Так что если решишь заниматься, то тебе их обязательно покажут. Они помогают почувствовать себя более уверенной на лошади, сформировать правильную посадку и познать своё тело. ;-)

      Ответить
  • Нонна

    У нас в городе есть кружок где дети катаются на лошадях. Но туда добраться очень сложно, автобусы ходят редко и находится далеко, почти за городом. Эх, если бы была машина, можно было бы повозить детей)))

    Ответить
  • мария

    Наташа как Вас найти?
    Можно к Вам попасть на занятие?

    Ответить
  • Наталья

    Да, хотелось бы знать, как Вас найти :oops:

    Ответить
    • Светлана Канаева

      Наталья, к сожалению, Ваша тезка живет и работает с детьми в Липецке. Из Москвы Вы туда ездить, конечно, не будете.

      Ответить
      • Наталья

        К сожалению, да. В Липецк не наездишься ;-)

        Ответить
  • bonito-kids.ru

    «Все слухи о том, что у всех всадников кривые ноги это полнейшая чепуха. Если ноги кривые, то это «подарок» природы и никак с лошадью не связано. А вот красивая осанка может появиться благодаря занятиям верховой ездой.

    Ответить

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *
Имя *
Email *
Сайт
Ваш комментарий
;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: